Комсомол, странствие в пустыне, историческая память….

На днях в одной из передач всеукраинского пятого канала слушал выступление сумского мэра Геннадия Минаева. Обсуждалась судьба памятников советской эпохи. На эту тему было сказано много верного и справедливого, в том числе и представителем нашей местной власти. Но одна фраза из выступления сумского мэра навела меня на некоторые весьма печальные размышления, которыми я просто не могу не поделиться.

Геннадий Минаев сказал примерно следующее: «Благополучие в Украине наступит только тогда, когда умрет последний человек, знающий, как расшифровывается аббревиатура ‘ВЛКСМ’». Как человек, интересующийся историей, я был не на шутку встревожен такой перспективой. Я на всякий случай мысленно расшифровал – для проверки памяти – эту аббревиатуру, а заодно и подсчитал количество людей моего возраста, способных сделать то же самое. Вышло так, что обещанного благополучия украинцам придется ждать еще очень долго.

Да и вообще: стоит ли что-либо предавать забвению, тем более ради какого-то нового, еще не изведанного благополучия? Деятельность исторического клуба А.Булатовича направлена на сохранение памяти о прошлом, на освещение событий, связанных с историей нашего города и края. Мы много говорим и пишем о наших знаменитых земляках Иване Герасимовича и Павле Ивановиче Харитоненко, так много сделавших для нашего города в прошлом. Вспоминаем многих других меценатов и благотворителей. Освобожденная из-под власти советской цензуры историческая наука позволяет нам увидеть прошлое во всем богатстве красок и оттенков. Неужели, увековечивая память представителей одной эпохи, мы должны предать забвению другую, более недавнюю?

Есть притча, смысл которой во многом совпадает со словами Геннадия Минаева. Кто-то сказал, что Моисей сорок лет водил евреев по пустыне не потому, что это был единственный возможный путь, а потому, что евреи должны были забыть благополучие египетского плена – чтобы с благодарностью принять те условия жизни, которые ждали их в земле обетованной. Параллель с сегодняшним днем напрашивается сама собой. Но совпадение не может быть абсолютно точным. Разве то общество, к которому мы идем, есть земля обетованная? Мы берем пример с европейских цивилизаций, в которых господствует дух потребительства и растущий релятивизм в представлениях об истине. Наверно, при выборе между тоталитарной властью и демократией мы вынуждены все-таки отдать предпочтение демократии. Но стоит ли ради этого нового строя жертвовать памятью о прошлом?

Конечно, любая власть, заботящаяся о благосостоянии народа, постоянно борется с тем, что, по ее мнению, мешает людям пользоваться этим благосостоянием и жить в гармони с собой и окружающим миром. Но при этом всегда велик соблазн упростить ситуацию, сделать ее более подконтрольной. Очень хотелось бы, чтобы те, кто находится сейчас у власти, не поддались этому соблазну.

А история, память о прошлом – в этом отношении, наверно, один из самых «неудобных» для власти факторов. Всегда найдутся люди, которые скажут: «Вчера жизнь была лучше, чем сегодня». И с этим, наверно, нужно как-то считаться.

Василий Клименко

Реклама

4 комментария to “Комсомол, странствие в пустыне, историческая память….”

  1. Согласен с позицией автора!

  2. Вы правы, Василий. Историческая память на то и дана, что бы анализировать прошлое, отбрасывать ошибки и брать на вооружение лучшее. В нашей стране сейчас властвует дикий, пещерный капитализм. Европа и США очень недовольны нами в том плане,что мы дискредитируем само понятие капитализма как строя. Но так уж у нас получается. Мэр Минаев, человек без определенных моральных устоев, человек, который снял пенку в условиях дикого капитализма, позволяет себе часто шокирующие выражения. Не от большого ума, естественно, а ради эпатажа и личного пиара. К сожалению наше уставшее и разочарованное общество склонно вестись на всякие глупорадикальные заявления.
    Хоть это неоднозначно воспринимается сейчас, я скажу о своем прошлом. В 80-е годы я работал зав.отделом Ивано-Франковского обкома комсомола. Мы занимались:
    — ударные стройки- направлением молодежи на крупные стройки Союза
    — строительные отряды — любой студент имел возможность не болтаться без дела летом, а поехать заработать денег и вкусить романтики
    — комсомольские оперативные отряды — вместе с милиционером и дружинниками патрулировали ночные улицы. Сейчас по г.Сумы пройти после 10.00 без риска для жизни и кошелька невозможно
    — комсомольский прожектор- те, кто сделал какой-либо проступок, в т. ч., например, матерился при девушках- попадал на доску неодобрения
    — конкурсы профмастерства- молодые столяры, каменщики и пр.
    Я не идеализирую комсомол, там было много показухи, глупости. Но была какая-то система работы с молодежью от младших классов до студенчества. Это все отбросили, взамен ничего не предложили. Ничего абсолютно.

    • Большо спасибо за дополнение! Наверно, опыт прошлого на то и дается нам, чтобы по нему сверять наши достоинства и недостатки. Что же касается этого случая, то здесь, как мне кажется, суть проблемы не отдельных личностях, а в той разочарованности общества, о которой Вы написали. Именно эта разочарованность делает возможным подчинение понимания истории тем или иным прагматическим целям…

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: