Рождественские традиции: сумские дореволюционные елочные игрушки

DSCN0520-a
или «Дрезденский картонаж», Вифлеемская звезда и святочные рассказы

Казалось бы, про  историю новогодних елочных украшений и рождественские традиции сказано все. Но каждый год, углубляясь в эту неисчерпаемую тему, снова и снова находишь факты, способные  не только удивить, но и вдохновить на воссоздание подобных игрушек или же на возрождение традиций.

Как известно, традицию отмечать Новый год 1 января и обычай украшать дома елями и другими хвойными деревьями ввел Петр I Это повеление исполняется и в наше время, но вот как оно звучало в ХVIII веке:  «По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и мозжевелевых против образцов, каковы сделаны на Гостином Дворе…. А людям скудным… каждому хотя по древцу или ветве на вороты или над храминою своей поставить… а стоять тому украшению генваря в первый день». Впрочем, историки утверждают, что  прошло более 100 лет прежде, чем этот обычай укоренился в Российской империи. Интересно, что в конце ХIХ столетия елку ( именно елку, а не сосну как в нынешние времена)  небольших размеров модно было  устанавливать прямо на столе. Но вот позже, особенно в домах зажиточных граждан, елка должна была быть большущая, и  чуть ли не упираться верхушкой в потолок (а это 4-6 метров). Наряжали ёлку и комнату, а также раскладывали подарки, накрывали праздничный стол и  всячески хлопотали исключительно взрослые, а вот маленьким детям категорически запрещалось входить в гостиную, куда тайком от них привозили и устанавливали елку: малыши мучительно долго ждали в детской  и лишь изредка  подглядывали в замочную скважину за суетой, которая происходила в доме.
Занятно, что такая традиция, пришедшая из западноевропейских стран,  прижилась и у нас. Чудесно описал ее Гофман в своей самой новогодней, полной таинственной прелести, сказке «Щелкунчик и Мышиный Король»: «Двадцать четвёртого декабря детям советника медицины Штальбаума весь день не разрешалось входить в проходную комнату, а уж в смежную с ней гостиную их совсем не пускали… Совсем стемнело. Фриц и Мари сидели, крепко прижавшись друг к другу, и не смели проронить ни слова; им чудилось, будто над ними веют тихие крылья и издалека доносится прекрасная музыка. Вдруг светлый луч скользнул по стене. И в то же мгновение прозвучал тонкий серебряный колокольчик: «Динь-динь, динь-динь!» Двери распахнулись, и ёлка засияла таким блеском, что дети с громким криком: «Ах, ах!» замерли на пороге… Большая ёлка посреди комнаты была увешана золотыми и серебряными яблоками, а на всех ветках, словно цветы или бутоны, росли обсахаренные орехи, пёстрые конфеты и вообще всякие сласти. Но больше всего украшали чудесное дерево сотни маленьких свечек, которые, как звёздочки, сверкали на темных ветках, и ёлка, залитая огнями, и озарявшая все вокруг, так и манила сорвать растущие на ней цветы и плоды».
Когда дети становились старше – лет в 13-15, они, конечно же, допускались к украшению елки и, особенно,  к изготовлению елочных игрушек. Кстати, некоторые игрушки из фольги, соломы и картона покупатели могли находить в коробках с конфетами, зефиром и другими сладостями накануне Рождества. И до сих пор у сумских коллекционеров можно увидеть  подобную картонную раздвижную елочку (длинной с коробку конфет), на которую с помощью небольших иголочек подвешивались миниатюрные блестящие украшения. Сумские состоятельные семьи, так же как и подобные им из других городов, нередко  выписывали ёлочные игрушки из Петербурга. И стоила такая посылка  приличных денег – 15 рублей. В ней были свечи с подсвечниками, парижские птички, обезьяны, бразильские бабочки, шары, бусы, хлопушки, ордена, кометы, звезды, дождь. Бусы! Ни одна дореволюционная елка не обходилась без стеклянных бус. Некоторые из них были сделаны из такого тончайшего стекла, что взяв такую нитку на руку – вовсе не чувствовался ее вес!
Помимо стеклянных игрушек, которые были довольно дорогими, елочные украшения делали из картона. В начале ХХ века очень популярен был  «дрезденский картонаж» — игрушки из выпуклого тонированного картона, которые  придумали, как и стеклянные игрушки, как и традицию украшать именно елку, опять таки, в Германии. Две штампованные на картоне части склеивали, раскрашивали или оклеивали фольгой. Можно было купить не только готовую игрушку, но и заказать выкройку — лист картона с нарисованными на нем деталями, затем самостоятельно вырезать и склеить фигурку. Не менее любимыми были и  украшения из ваты. Их заказывали в специальных артелях, либо  мастерили своими руками, притом невзирая не состояние родителей, даже в домах аристократов, данное занятие всячески поощрялось и приветствовалось. Было  даже модно похвастать игрушками, сделанными самостоятельно. Итак,  каркас скручивали из проволоки, на него наматывали вату, сверху ее покрывали крахмальным ( картофельным или мучным) клейстером со слюдой, затем раскрашивали. Отдельные детали, например, голову, зачастую делали из глины или дерева. Либо лица сказочных персонажей заранее покупали и просто наклеивали. Так оформляли фигурки детей, ангелочков, дедушек Морозов ( кстати, персонаж Снегурочки появиться уже после революции). Если бы  вы взглянули на сумскую елку 1910 года, то наверняка бы увидели обилие бутафорских фруктов из папье-маше.
А знаете, что красовалось на самой верхушке елки? Это в советское время верхушка елки не мыслима была без пятиконечной звезды. А вот до Первой мировой на  верхушке закрепляли восьмиконечную Вифлеемскую звезду. После 1913 года в Рождественскую ночь звезда Вифлеема тоже горела над головами  православных христиан, но еще и появилась другая новомодная штучка – навершие, в виде пики и шара, дошедшее, кстати, и до наших дней. Связано это было отнюдь не с формой ледяных сосулек, как думают наши современники,  а с…. дизайном военных касок времен кайзеровской Германии! Пикообразные верхушки для елок начали делать именно там. Их украшали фигурками голубков, колокольчиками…
Если говорить о традициях, то наряду с елочными украшениями,  накануне Рождества, повсюду продавались поучительные святочные рассказы о детях, совершавших во славу Христа добрые поступки, чаще всего ценой отказа от собственных удовольствий. Особенно был популярным сюжет, где богатая девочка услышала в церкви предрождественскую молитву нищей женщины, в которой та сетовала, что у нее трое детей, которых нечем кормить, потому что никто не подал ей сегодня милостыни. Эта женщина вернулась домой в полном отчаянии, ни дров, ни еды дома не было, а сама она была больна и не могла идти на мороз просить денег. И вдруг произошло чудо: в ее лачугу постучали, а потом слуга внес туда корзины с едой, свечами и одеждой, а, следом, наряженную елку. А в это время у себя в доме маленькая девочка говорила маме, что она счастлива тем, что, пусть у нее самой нет ни елки, ни подарков, ни сладкого угощения, она смогла сделать чудо для тех, кто в нем больше всего нуждался.  Надо сказать, что на детей того времени эти истории производили сильное впечатление (достаточно почитать мемуары известных людей), ну а что касается детей современных, то для них, возможно нужны иные  по средствам воздействия святочные рассказы, но все-таки, они должны быть. Так же как и игрушки собственного производства и добрые дела, чтобы с особой радостью каждый сказал: «С Рождеством Христовым!»

Юлия Лесина

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: